Проблемы детей. Типы родительского воспитания

Проблемы детей. Типы родительского воспитанияПроблемы детей. Типы родительского воспитания Нередко на консультацию к психологу приходят родители с проблемами детей. В процессе предварительной беседы психолог, как правило, уточняет преобладающий тип родительского воспитания. Зачастую заявленные родителем проблемы детей связаны именно с негармоничным типом семейного воспитания. Под воспитанием понимается процесс взаимодействия, который помогает ребенку дифференцировать свои потребности, согласовывать их с возможностями и реализовывать их. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, поскольку проводником этого воспитания является родительская любовь, вызывающая ответные чувства детей к родителям.

Основными рычагами гармоничного семейного воспитания являются личный пример, совместная деятельность, обязанности и традиции, авторитет родителей, стимулы, поощрение, наказание, правила, запреты и требования. Обязательным условием гармоничного семейного воспитания является эмоциональное принятие ребенка, себя и супруга, любовь между супругами. А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер выделяют следующие типы негармоничного семейного воспитания, которые могут приводить к явным акцентуациям характера и личностным расстройствам у ребенка.

1. Потворствующая гиперпротекция

Дети играют в глазах родителей большую ценность, чем их собственные жизни. При этом типе воспитания ребенку трудно понять, что поощряется, что нет, самооценка его неустойчива, ребенок ожидает поощрения при любых формах поведения. У родителей зачастую присутствует установка, что ребенок родился для высокой цели. Проблемы детей начинаются при попадании в коллектив. При средних способностях ребенка возможно развитие невротического конфликта, истерического невроза. Поскольку эти дети ощущают свою сверхценность, вырастая они будут проявлять собственнический характер любви, при этом часто неспособны на усилия, необходимые для сохранения отношений.

2. Доминирующая гиперпротекция

Родители склонны часто употреблять слова "должен", "положено", "необходимо", в воспитании прослеживается чрезмерный контроль. Это воспитание со знаком минус: "Ты сделал хорошо, но мог бы и лучше." Очень часто у такого ребенка не вырабатывается устойчивая самооценка, возникает боязнь осваивать новое. Возможно развитие неврастении. При данном типе воспитания любовь подается как награда. Во взрослом возрасте такие дети либо чрезмерно сдержаны, либо неустойчивы в эмоциональных связях.

3.Повышенная моральная ответственность

При данном типе воспитания на ребенка взваливается множество обязанностей, нагрузок, несоответствующих его возрасту. Ему может преждевременно отходить часть родительских функций. У такого ребенка нарушается умение спонтанно играть, развиваются тревожно-мнительные черты характера, формируется ранняя взрослость. Возможно развитие истерического невроза.

4.Эмоциональное отвержение

При данном типе воспитания ребенок отвергается родителями. С их стороны возможны следующие высказывания:"Как ты мне надоел", "Когда ты наконец вырастешь". К ребенку предъявляется много требований, запретов, практикуются жестокие наказания. У такого ребенка формируется опыт выражения отрицательных эмоций к миру. Самооценка его крайне низка, положительным оценкам со стороны взрослых не верит. Такие дети, как правило, рано уходят из семьи. В этом типе воспитания заложены истоки большинства насильственных преступлений. Это путь к алкоголизму и наркомании. Данный тип воспитания может проявляться также в скрытой форме подчеркнутой заботы.

5.Гипопротекция (отсутствие воспитания)

Этот тип воспитания характеризуется недостатком внимания, заботы, интереса родителей к увлечениям, проблемам, потребностям ребека. Возможна крайняя форма гипопротекции, когда ребенок оказывается полностью заброшенным, неодетым, ненакормленным. Возможна скрытая форма гипопротекции, характеризующаяся крайним формализмом в воспитании ребенка, которая нередко сочетается со скрытым эмоциональным отвержением. Как правило такие дети с возрастом научаются обходить формальный контроль родителей и начинают тайно от них жить своей жизнью. Это путь к асоциальному поведению, алкоголизации, наркомании.

6.Жестокое обращение к ребенку.

Проблемы детей, подвергающихся жестокому обращению, связаны с задержкой физического, умственного, моторного и речевого развития, плохой успеваемостью, подавленными состояниями, санитарно-гигиенической запущенностью. В подростковом возрасте такие дети подвержены депрессии, возможны побеги из дома, криминальное или антиобщественное поведение, употребление алкоголя, наркотиков, угрозы или попытки самоубийства.

Смотри также

Яндекс.Метрика