Возрастные кризисы психического развития детского и подросткового возраста

Возрастные кризисы психического развития, "непослушные" дети.Возрастные кризисы психического развития, "непослушные" дети.

Под возрастными кризисами принято понимать краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в психическом развитии ребенка. В отличие от невротических кризисов, возрастные носят нормативный характер, обусловленный потребностью разрешения возрастного личностного конфликта, являются необходимым и закономерным этапом в жизни ребенка.

Кризисные периоды следуют за продолжительными стабильными, которые длятся по несколько лет и характеризуются плавным течением процессов психического развития, без резких перемен в личности, и лишь в завершении периода изменения дают качественный скачок, т.е. появляются психические новообразования, которые становятся устойчивыми в структуре личности.

Кризисные периоды

Кризисный период напротив, длится недолго, от 2-х месяцев до полугода, а в подростковом возрасте – до года. Кризис, как правило, характеризуется выраженными эмоциями, конфликтностью, аффектами. Родители часто отмечают: "...ребенок не слушается". Психические новообразования, которые появляются в этот период, неустойчивы и в следующий стабильный период они либо трансформируются, либо поглощаются, либо отмирают. Кризис начинается и заканчивается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине периода.

Особенности протекания возрастных кризисов

Всем возрастным кризисам присущи общие особенности. Так в это время дети становятся непослушными, активно конфликтуют со значимыми взрослыми, могут грубить, раздражаться, не выполнять привычных требований, демонстрируют негативизм, упрямство. В школьном возрасте снижается работоспособность, падает интерес к занятиям и как следствие снижается успеваемость.

Следует отметить, что не у всех детей течение кризиса столь бурное. Кризисный период может быть краткосрочным, практически незаметным. Характер, продолжительность и выраженность кризисных периодов обуславливаются как индивидуальными особенностями, так и социальными условиями.

Возрастной кризис является своеобразным испытанием для родителей, которым зачастую приходится практически заново выстраивать отношения с ребенком, существенно менять стратегию воспитания. Следует предостеречь родителей от попыток вернуть ребенка в «привычное русло» директивными методами, исследованиями показано, что при этом в ряде случаев может наблюдаться последующая задержка в развитии волевой и аффективной сферы ребенка. Важно найти баланс между необходимостью предоставления ребенку большей степени свободы и обеспечением его безопасности во всех смыслах.

Большой вклад в теорию кризисного развития внес Л.С.Выготский. Он выделял следующие кризисные периоды в психическом развитии ребенка:
-кризис новорожденности, -кризис одного года, -кризис 3 лет, -кризис 7 лет, -кризис подросткового возраста, -кризис юности. <читать далее...>

Смотри также

Яндекс.Метрика